Анализ пассажиропотока – исходные данные
В условиях растущей этажности зданий, пассажиропоток определяется пропускной способностью вертикального транспорта, то есть спецификацией лифтового ядра. Анализ пассажиропотока лифтов здания нужно начинать со сбора исходных данных. Этот этап критически важен, поскольку анализ некорректных данных гарантированно приведет к некорректным выводам.
Назначение здания
Для некоторых типов зданий существуют четкие критерии качества работы лифтовой группы. К ним относятся:
- офисные здания (или административные);
- жилые здания (в том числе апартаменты длительного проживания);
- отели и гостиницы.
Профиль здания
Профиль здания содержит поэтажную информацию:
- высота этажа - расстояние от чистого пола до чистого пола следующего этажа;
- является ли этаж лобби;
- наличие этажей ниже лобби (подземные этажи – паркинг, кладовые);
- наличие этажей, которые не обслуживаются лифтами (экспресс зона);
- население.


Информацию из этих чертежей можно представить в виде таблицы профиля здания:
Номер этажа | Маркировка этажа | Обслуживание | Лобби | Население этажа | Высота этажа, мм |
---|---|---|---|---|---|
11 | 10 | Да | Нет | 7 | 3520 |
10 | 9 | Да | Нет | 7 | 3520 |
9 | 8 | Да | Нет | 8 | 3520 |
8 | 7 | Да | Нет | 9 | 3520 |
7 | 6 | Да | Нет | 9 | 3520 |
6 | 5 | Да | Нет | 9 | 3520 |
5 | 4 | Да | Нет | 11 | 3520 |
4 | 3-3а | Да | Нет | 15 | 7040 |
3 | 2 | Да | Нет | 8 | 3520 |
2 | 1 | Да | Да | 0 | 3520 |
1 | -1 | Да | Нет | 0 | 6900 |
Определение населения типового этажа – наиболее ответственная задача, она будет рассмотрена отдельно.
Лифтовая группа
На плане здания скорее всего показаны лифты – их количество и расположение. Следует отметить, что лифтовая группа – это лифты, имеющие выходы в один лифтовый холл. Если лифты находятся в разных частях одного здания, следует выполнять расчет для каждой такой группы. Население здания в этом случае нужно условно поделить между этими группами. Лифты в рамках одной группы должны иметь одинаковую скорость и обслуживать одни и те же остановки.
На этапе определения группы лифтов нужно принять решение о следующих важных характеристиках:
Тип кабины – классическая кабина или дабл-дек (две кабины одна над другой в одной шахте). Дабл-деки применяются в высотных зданиях с высокой интенсивностью пассажиропотока, позволяя экономить площадь, занимаемую лифтовым ядром. В то же время это дорогостоящее оборудование, налагающее дополнительные ограничения на проект – наличие двух лобби и одинаковая высота всех этажей здания.
Система управления – классическая или с целевой подачей кабин (Destination Control System DCS). Классическая система управления получает вызов с кнопки «вверх» или «вниз» в лифтовом холле. Целевой этаж указывается пассажиром уже внутри кабины. В отличие от этого, система управления DCS реализована с помощью специальных этажных аппаратов, где пассажир указывает свой этаж назначения. Таким образом, система имеет представление о запросах всех пассажиров в очереди на лифтовом холле. Анализируя эти запросы, кабины подаются таким образом, чтобы наиболее быстро доставить пассажиров на нужный этаж.
Загрузка кабины – процент от номинальной загрузки. Например, номинальное количество пассажиров лифта 1000 кг – это 13 человек. Однако для выполнения условия приемлемого комфорта реальное количество пассажиров принимается меньше. В расчет принимаются стандартный эллипс, который занимает человек в плане, а также специфика здания.

Для офисов коэффициент загрузки кабины принимается 0,8 – пассажиры налегке. То есть кабина с номинальным числом пассажиров 13 будет фактически перевозить по 13 х 0,8 = 10 человек.
Для жилых зданий – 0,7 – пассажиры с продуктами питания и бытовыми товарами, детскими колясками, велосипедами и пр.
Для гостиниц – 0,6 – пассажиры с багажом.
Скорость лифта, м/с – обычно, указана в проекте. Определяется в зависимости от типа здания и высоты подъема. Уточняется по результатам расчета.
Ускорение, м/с2 и рывок м/с3 – выяснить у возможного поставщика оборудования.
Информация о лифтовой группе, сведенная воедино будет иметь примерно следующий вид:
Тип | Синглдэк |
Групповая работа | из 2-х лифтов |
Система управления | Классическая |
Загрузка кабины | 0.2 |
Скорость, м/с | 1.6 |
Ускорение, м/с2 | 0.8 |
Рывок, м/с3 | 1.0 |
Спецификация лифтов
От общих характеристик лифтовой группы переходим к характеристикам каждого лифта.
Грузоподъемность пассажирского лифта имеет стандартный ряд и напрямую связана с номинальным количеством пассажиров. Как правило, эта зависимость выглядит следующим образом:
Грузоподъемность, кг | Количество пассажиров |
---|---|
450 | 6 |
630 | 8 |
1000 | 13 |
1275 | 17 |
1350 | 18 |
1600 | 21 |
1800 | 24 |
Тип открывания дверей и ширина открывания влияют на время открывания/закрывания дверей и на время захода/выхода пассажиров. Двери центрального открывания работают существенно быстрее, чем телескопические, но при этом для их установки требуется более широкая шахта. Двери шириной 1200 мм позволяют проходить сразу двум пассажирам. Для дверей меньшей ширины время захода/выхода увеличивается, поскольку пассажирам будет сложнее расходиться:

Расчетное время на вход или выход пассажира из лифта принимается согласно таблице 3 ГОСТ 34758-2021:
Ширина дверного проема, мм | Время на вход/выход, с |
---|---|
800 | 1.2 |
900 | 1.1 |
1000 | 1.0 |
1100 | 1.0 |
1200 | 0.9 |
Задержка закрывания дверей – время с момента захода последнего пассажира до момента начала закрывания дверей. Если в кабине лифта есть кнопка закрытия дверей, то двери начинают закрываться практически сразу.
Если в лифте предусмотрена опция предварительного открывания дверей, то двери могут начинать открываться еще до полной остановки кабины во время выравнивания лифта в уровень этажной площадки.
Задержка старта – это время от момента, когда двери закрылись, до начала движения кабины. Оно требуется системе управления для подготовки к запуску главного привода.
Конкретные значения приведенных выше характеристик желательно уточнять у поставщика лифтового оборудования.
Объединим исходные данные по лифтам в таблицу:
Грузоподъемность, кг | 1000 | 630 |
Ширина дверей, мм | 1200 | 900 |
Тип открывания | Телескопический | Телескопический |
Время захода/выхода, с | 0.9 | 1.1 |
Время открывания дверей, с | 2.9 | 2.5 |
Время закрывания дверей, с | 5.7 | 4.5 |
Задержка закрывания дверей, с | 1.0 | 1.0 |
Предварительное открывание, с | 0.0 | 0.0 |
Задержка старта, с | 0.5 | 0.5 |
Данные собраны и приведены в табличный вид, можно приступать к расчету.
- 01.11.2023 - впервые опубликовано
- 16.11.2023 - добавлена таблица с временем входа/выхода пассажира
Комментарии
-
gabitovachkaaa
27 января 2025
добрый день! уточните, пожалуйста, хочу сделать расчет пассажиропотока для офисного здания. Лифты едут с -1 по 2 этажи и далее проходят мимо все этажи до 20го этажа и по 33 включительно. в ходе моделирования возникает ошибка, что "Экспресс-зона должна быть непрерывной и примыкать к лобби" , то есть я правильно понимаю, что программа не считает такие случаи? с -1 по 2ой и далее везет этих людей с 20го по 33ий. Спасибо!
-
dshabanov
06 февраля 2025
Добрый день! Нужно выяснить, как используется второй этаж. Если это этаж с офисами, то его нужно включить в группу, которая обслуживает нижнюю зону здания. Если это общественное питание, то в расчет можно не включать - в расчете рассматривается утренний пик на подъем с основного посадочного этажа. Если это лобби второго уровня, то нужно выбрать этаж 2 как лобби, тогда этажи 1 и -1 будут учитываться как подземный паркинг, что эквивалентно второстепенным посадочным этажам.
Добавить комментарий:
Войдите в систему, чтобы оставить комментарий
Впервые на сайте? Зарегистрируйтесь